SimpleMedics
Медицина и наука
Исследование установок детей, больных бронхиальной астмой
Дадим описание использованной методики.
Испытуемым предлагалось выполнить три рисунка на заданные темы: 1. «Я – больной».
2. «Я – здоровый».
3. «Я и врач».
Матерям детей, больных бронхиальной астмой, также было предложено выполнить три рисунка: 1. «Мой ребенок больной».
2. «Мой ребенок – здоровый».
3. «Мой ребенок и врач моего ребенка».
Обработка данного теста проводилась двумя способами.
Первый способ заключался в проведении графологического и содержательного анализа.
Для содержательного анализа были выделены следующие показатели: Количество изображенных предметов.
Количество изображенных деталей в одежде.
Количество изображенных деталей в фигуре.
Наличие существенных и несущественных деталей.
Количество использованных цветов.
Размер изображения в кв.см., наличие сдвигов и диспропорций.
Наличие реалистического или символического изображения.
Для графологического анализа были выделены показатели: Характер линий, степень нажима.
Наличие исправлений и обводок.
Общее эстетическое впечатление от изображения.
Второй способ обработки заключался в отнесении рисунка к тому или иному виду изображения по схеме Г. Рида и приведении его в соответствие с личностной типологией К. Юнга [9.С.117131]. Данный способ позволяет судить о доминировании того или иного психологического типа в обследуемой группе и сравнить их соотношение у здоровых детей и детей, больных бронхиальной астмой.
Сравнивая результаты больных и здоровых детей, мы получили статистически значимые различия по всем критериям. При сравнении результатов больных детей и их родителей статистически значимых различий не получено.
Дети, больные бронхиальной астмой, изображают в рисунках в среднем в 2,5 раза меньше предметов, чем здоровые. Помимо этого, в рисунках здоровых детей присутствуют предметы, по которым можно судить об определенном месте, занимаемом ребенком в системе отношений: и семейных, и общественных.
Это видно по изображению таких предметов, как кровать, одеяло, подушка, домашние тапочки около кровати, лекарства, сладости, книги, лампа на прикроватном столике. Все это говорит о любви и заботе близких людей. В рисунках больных детей такие предметы отсутствуют.
Кроме того, в рисунках здоровых детей много предметов учебной, игровой, коммуникативной деятельности. Это и скакалка и качели, футбольное поле, книги, школа, компьютер, телефон и др. В рисунках больных детей отсутствуют изображения объектов, символизирующих какую-либо предметную активность, то есть через их рисунок не видно желания выразить себя в определенной деятельности, что, возможно, влияет на общее состояние организма, на склонность к заболеваниям.
Таким образом, можно предположить, что у больных детей преобладают эгоцентрические установки, связанные с личной заинтересованностью, а у здоровых – общественные, связанные с интересами других людей.
Отношение к окружающей среде как к враждебной, сковывающей, у больных детей подтверждает и тот факт, что в рисунках они часто изображают плохую погоду (тучи, дождь).
Анализируя рисунки, мы заметили, что здоровые дети как бы особенно «нагружают» существенным деталями ситуацию «Я – больной». Это может отражать больший интерес к болезни у здоровых детей вследствие того, что изменение физического состояния для них необычно, а ситуация болезни временная.
Она ассоциируется у них или с радостью и возможностью получить особое внимание и заботу родителей (изображение мокрого полотенца на лбу, шарфа, завязанного вокруг шеи), или с «вынужденным» отдыхом и ограничением свободы (лежит в постели). Характер несущественных деталей у здоровых детей в ситуации «Я – больной» изображение книг, плейера, конфет, дополнительных лиц, солнца и др. только подтверждают наши предположения. Таким образом, отношение к болезни у здоровых детей в целом позитивное.
В рисунках же больных детей существенных деталей в ситуации «Я – больной» в среднем 1,1. Ситуация болезни им неинтересна, так как она для них не нова и связана с болью и страхом удушья, отрицательными переживаниями и страданием («круги» под глазами, слезы, печальное выражение лица). Однако не только существенных, но и несущественных деталей в среднем 0,07. Это может свидетельствовать о замкнутости и чувстве собственной неполноценности, неуверенности в себе, мнительности. Отношение к болезни у детей, больных бронхиальной астмой, можно расценить как негативное, но не безысходное. Тот факт, что никто из больных не изобразил себя лежащим в постели, возможно, говорит о желании преодолеть болезнь.
Узнайте больше ...
Средства восстановления работоспособности
Существует большой арсенал медико-биологических
средств, помогающих решению задачи ускорения восстановительных процессов. К ним
относят воздействие физических и гидротерапевтических процедур, различные виды
массажа, прием витаминов и других фармакологических препаратов, использование
лечебных мазей, гелей, спортивных кремов и растирок, компрессов и многое
другое. И ...